Портал педагога | Дети с СДВГ
Бут-Гусаим Инна Александровна Должность: педагог — психолог Учебное заведение: МБОУ «СОШ№ 25» Населённый пункт: г.Севеверодвинск Архангельской области Наименование материала: статья Тема: Дети с СДВГ 14.03.2019 Раздел: дополнительное образование
Что
такое
синдром
дефицита
внимания
с
гиперактивностью?
Синдром
дефицита
внимания
с
гиперактивностью,
или
СДВГ
—
это
состояние,
вызывающее
постоянную
невнимательность,
гиперактивность
и
(или)
импульсивность.
СДВГ
начинается
в
детстве
и
может
сохраняться
во
взрослом состоянии. У детей, страдающих СДВГ, обычно проблемы дома и в
школе и очень часто — со сверстниками. Есть данные, что если оставить
СДВГ без внимания, то в дальнейшем это заболевание препятствует не только
учебе в вузе и работе, но и социальному и эмоциональному развитию, вносит
вклад в склонность к употреблению наркотиков и асоциальному поведению и
повышает
риск
различных
травм.
Среди
мальчиков
СДВГ
встречается
примерно в 3 раза чаще, чем у девочек, но у девочек СДВГ чаще проявляется
невнимательностью, и, поскольку они, как правило, не ведут «подрывной
деятельности» в классе, у них это заболевание чаще остается незамеченным.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — семейное заболевание.
У
каждого
ребенка,
страдающего
СДВГ,
обычно
есть
хотя
бы
один
родственник с той проблемой. По крайне у 1/3 мужчин, которым в детстве
был поставлен диагноз СДВГ, дети страдают тем же. Еще более явным
доказательством того, что заболевание передается генетически, является тот
факт, что если у одного из близнецов диагностируется СДВГ, то и у другого
это заболевание обнаруживается почти всегда. Симптомы СДВГ Синдром
дефицита внимания с гиперактивностью протекает по-разному у различных
больных,
но
всегда
состоит
из
невнимательности,
гиперактивности
и
импульсивности. Невнимательность. Невнимательным людям очень тяжело
сосредоточиться
на
одном
предмете.
Им
становится
скучно,
если
они
выполняют какое-нибудь задание в течение даже нескольких минут. Трудно
сознательно, намеренно сконцентрироваться. Им бывает сложно собраться и
выполнить рутинную работу. В глаза бросается неугомонность этих детей.
Они откладывают дела напоследок, не выполняют свои обязанности, не в
состоянии сидеть, когда пришли гости, начинают много дел сразу и ни одного
не заканчивают. Гиперактивность. Гиперактивные люди всегда в движении.
Они не могут сидеть спокойно, снуют, суетятся или беспрестанно о чем-то
говорят. Дети, страдающие СДВГ, не могут сидеть спокойно в классе. Иногда
они слоняются по классу или ерзают за партой, нервно качают ногой, за все
хватаются,
стучат
карандашом
по
столу.
При
этом
они
могут
сильно
волноваться. Импульсивность. Кажется, что эти люди неспособны подумать
прежде, чем что-то сделать. В результате они отвечают на вопрос первое, что
придет в голову, позволяют себе неуместные замечании или выбегают на
проезжую часть, не посмотрев по сторонам. СВДГ может сопровождаться
депрессией, тревожностью, нарушениями поведения и духом противоречия.
Некоторые соматические заболевания имеют те же симптомы, что и СВДГ.
Обратитесь к врачу, если у вашего ребенка есть проявления СДВГ. Тяжесть
этого состояния иногда трудно оценить; убедитесь, что у врача, к которому
вы
обращаетесь,
есть
опыт
диагностики
и
лечения
СДВГ.
Как
диагностируется СДВГ? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
сочетает несколько симптомов, его диагностика иногда вызывает трудности.
Многие
проявления,
подобные
СДВГ,
на
самом
деле
являются
просто
этапами развития ребенка; в одном возрасте это нормально, в другом — нет;
более того, то, что нормально для одного ребенка, неприемлемо для другого
его сверстника. Часто СДВГ остается незамеченным до 1-го или 2-го класса,
когда оказывается, что ребенок не соответствует школьным требованиям.
Случается, что диагноз СДВГ ставят взрослому. Даже у взрослых СДВГ
проявляется по-разному, в зависимости от особенностей личности больного.
Ребенку или подростку диагноз СДВГ ставится обычно после детального
обсуждения
симптомов
с
родителями
(возможно,
учителями)
и
самим
больным и наблюдения за его поведением. Также собирается информация о
возможных о похожих проблемах у его родственников. Врач должен принять
во
внимание
возможность
других
заболеваний,
как
соматических,
так
и
психических.
Специального
теста
для
диагностики
СДВГ,
как
и
для
большинства психических заболеваний, не существует. Часто предположения
о
возможном
заболевании
высказывают
учителя.
Для
оценки
неврологического статуса и психологического состояния ребенка изучается
его медицинская карта. Ребенку предлагается пройти серию обследований:
Осмотр и оценка его зрения, слуха, вербальных и моторных навыков. Если
есть вероятность того, что гиперактивность вызвана другим заболеванием,
назначают дополнительные исследования. Оценка интеллекта, склонностей,
черт характера, способности усваивать информацию. Для ребенка школьного
возраста это могут сделать родители и учителя. Консультация аллерголога,
если есть подозрение на аллергию. Лечение Лучшим лечением считается
сочетание медикаментозной терапии с психологической коррекцией. Очень
важно
сотрудничество
врачей,
учителей
и
родителей.
Стимуляторы.
Несмотря на споры о возможных передозировках, основным лечением СДВГ
остаются
стимуляторы,
включая
Декседрин,
Риталин,
Adderall,
Cyclert
и
Dextrostat. (Как ни странно на первый взгляд, стимуляторы часто снижают
гиперактивность.) Врач должен тщательно подобрать дозировку и наблюдать
за
возможным
появлением
побочных
эффектов.
Недавно
были
одобрены
новые формы этих препаратов, которые можно принимать один раз в день.
Непсихотропные препараты. Strattera не менее эффективна, чем стимуляторы,
и это единственный препарат, разрешенный для лечения СДВГ у взрослых.
Психологическая коррекция. Предпочтительна терапия поведения, особенно
если
психолог
научит
родителей
специальным
приемам,
помогающим
контролировать
поведение
ребенка.
Часто
и
ребенка
учат
специальным
техникам,
помогающим
ему
учиться
в
школе.
Другая
прекрасная
возможность
—
психотерапия,
особенно
если
ребенок
страдает
низкой
самооценкой. Общайтесь с другими родителями, столкнувшимися с той же
проблемой. Сделайте все возможное для повышения самооценки ребенка,
ведь из-за дефицита внимания он может неправильно понимать указания и
другую
информацию,
поэтому
все
вокруг
беспрестанно
его
поправляют.
Сразу хвалите и награждайте за хорошее поведение. Будьте последовательны
в вопросах дисциплины; если кто-то остается с ребенком в ваше отсутствие,
убедитесь, что он следует вашим методам. Задания должны быть простыми и
конкретными («Почисть зубы, а теперь одевайся» — но не «Собирайся в
школу»). Поддерживайте ребенка во всем, в чем он силен, особенно в спорте
и внешкольных занятиях. Установите определенные правила, касающиеся
режима,
еды,
сна,
просмотра
телепередач.
Не
допускайте,
чтобы
уроки
занимали все свободное время ребенка; играть и двигаться для него не менее
важно.
В
комнате
ребенка
должно
быть
как
можно
меньше
предметов,
игрушки должны быть убраны так, чтобы не отвлекать его внимание. На
сегодняшний день наверное для родителей самое простое дать препарат и
все. На самом же деле ребенку можно помочь не только с помощью лекарств,
а
систематическими
занятиям,
которые
помогают
контролировать
свое
поведение, поступки. Научить ребенка правильно реагировать на то или иное
обстоятельство в его жизни. Эта работа кропотливая и каждодневная. Я
помогу вам, а вы поможете своему ребенку. От этого станет лучше всем!
Ребенок
не
попадет
в
«дурную»
компанию,
родитель
будет
знать
с
кем
ребенок, а я буду радоваться тому, что еще одна семь обрела спокойствие и
уверенность в завтрашнем дне..
Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=38932
Сдвг — синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко.
Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны.
СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!
Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика
Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений.
Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома.
На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.
Часто ли встречается СДВГ?
По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.
Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?
Особенности поведения при СДВГ — характеристика делится на три категории:
1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.
2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.
3. Симптомы импульсивности.
Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди.
Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.
Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.
Как выявляют СДВГ?
Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?
СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев.
Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома.
В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.
Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?
У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:
- Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
- Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
- Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
- Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.
- Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)
Каковы причины СДВГ?
Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:
— СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
— Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).
— Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.
В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.
Проходит ли СДВГ с течением времени?
Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план.
Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. У взрослых с СДВГ могут возникать проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.
Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. это моя вина?
Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали.
СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е.
помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.
Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?
Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача, в том числе психолога. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.
Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.
Как лечить СДВГ?
Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.
У моего ребенка диагноз сдвг. что это означает?
Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями.
Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи.
Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее без каких либо проблем. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание.
Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.
Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?
1. Вырабатывайте позитивное отношение.
Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать.
Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»
2. Не скупитесь на похвалу.
3. Помогите своему ребенку не волноваться.
Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.
4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.
— Обедайте и ужинайте в одно и то же время. — Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать. — Ведите список важных дел.
— Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.
5. Больше общайтесь.
Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок.
Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить.
Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.
6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.
— Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой. — Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
— Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми. — При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
— Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.
7. Правильно реагируйте на плохое поведение.
— Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении. — Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
— Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку. — Не вступайте в споры с ребенком.
— Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.
Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.
9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.
Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.
Материал предоставлен команией Eli Lilly.
Источник: http://www.nevromed.ru/stati/sdvg_el
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение неврологически-поведенческого развития у детей, течение этого заболевания — хроническое. Как правило, первые симптомы этого заболевания появляются в позднем дошкольном и школьном возрасте.
Многие симптомы СДВГ не являются «специфическими» для данного заболевания, и в той или иной мере могут проявляться абсолютно у всех детей.
Дети с СДВГ имеют, прежде всего трудности концентрации внимания, повышенную двигательную активность (гиперактивность), и у них наблюдается импульсивность поведения ( практически неуправляемая).
Причины развития
СДВГ является стойким и хроническим синдромом, излечения которого в современной медицине нет. Считается, что дети могут « перерасти» этот синдром, или приспособиться к его проявлениям во взрослом возрасте.
В семидесятых годах прошлого столетия существовало много споров по поводу СДВГ среди медицинских работников, педагогов, родителей, политиков. Одни говорили, что этого заболевания не существует вообще, другие доказывали, что СДВГ передается генетически, и есть физиологические основы для проявления этого состояния. Ряд ученых доказывает влияние условий климата на развитие СДВГ.
Есть основания полагать, что острые или хронические интоксикации (употребления алкоголя, курение, наркотических веществ) во время беременности и кормления грудью в дальнейшем могут оказать свое влияние на проявление СДВГ у детей.
Гестоз, токсикоз, эклампсия в родах, преждевременные роды, задержка внутриутробного развития плода, кесарево сечение, затяжные роды, позднее прикладывание к груди, искусственное вскармливание с рождения и недоношенность -также являются факторами риска развития этого синдрома.
Черепно-мозговые травмы и перенесенные инфекционные заболевания могут влиять на развитие гиперактивности у детей. При гиперактивности нарушена нейрофизиология головного мозга, у таких детей находят дефицит дофамина и норадреналина.
Признаки
Принято выделять три типа СДВГ: случай с дефицитом внимания, случай с гиперактивностью ребенка и импульсивностью, а также смешанный тип .
По статистике американских ученых, это нарушение наблюдается в среднем у 3-5% американских детей, чаще всего признаки этого заболевания проявляются у мальчиков.
Многие признаки СДВГ у детей выявляются не всегда. Первые симптомы гиперактивности манифестируют еще в детском садике и в начальных классах школы.
Дети с СДВГ не только не внимательны, они и очень импульсивны. У них отсутствует контроль поведения в ответ на какие-то требования. Такие дети быстро и самостоятельно реагируют на какую-либо возникшую ситуацию, не дожидаясь указаний и рекомендаций со стороны родителей и других взрослых. Такие дети не правильно оценивают требования учителей и задания.
Дети с гиперактивностью не могут правильно оценить результаты своих действий, и какое разрушительное или отрицательное влияние они могут оказывать. Такие детки очень капризны, у них отсутствует чувство страха, подвергают себя не нужному риску, чтобы показать себя перед ровесниками.
Дети с гиперактивностью очень часто получают травмы, отравления, портят чужое имущество.
Диагностика
Согласно международным критериям, диагноз СДВГ можно поставить детям при наличии у них соответствующих симптомов не ранее чем в 12 лет ( по данным зарубежных изданий этот диагноз правомочен и в шестилетнем возрасте ). Признаки СДВГ должны проявляться в разных обстановках и ситуациях.
Для постановки диагноза СДВГ необходимо наличие шести основных симптомов (из ниже перечисленного списка), а если признаки заболевания сохраняются и старше 17 лет – достаточно 5-ти симптомов. Признаки заболевания должны проявляться стабильно в течение полугода и более. Существует определенная градация симптомов.
Для синдрома невнимательности и для синдрома гиперактивности существуют свои симптомы, и они считаются отдельно.
Невнимательность
- Мальчики и девочки с СДВГ в школе очень не внимательны, постоянно допускают ошибки на уроках и в домашнем задании. Пишут в тетради и на доске небрежно и неаккуратно.
- Во время занятий и игр со сверстниками такие дети всем мешают, не понимают правил игры, но пытаются в ней участвовать, очень не внимательны.
- У преподавателей и родителей создается впечатление, что ребенок не слышит то, что ему говорят.
- Может начать какое-то дело или занятие и не довести его до конца.
- Самостоятельную работу на уроке или дома выполняет с трудом.
- Если домашнее задание требует усидчивости, внимательности, длительного умственного напряжения, то он категорически отказывается их выполнять.
- Постоянно теряет свои школьные принадлежности, учебники, тетради, вторую обувь и т.д.
- На уроках очень легко отвлекается на посторонние дела.
- Постоянно все вокруг себя ломает, однако не признается, что это сделал он.
- Очень забывчив в простых повседневных и бытовых ситуациях.
Повышенная активность у детей с СДВГ
Гиперактивность у детей с СДВГ проявляется всегда и везде.
- Такие дети всегда и везде подвижны, ведут себя как «юла». Постоянно крутятся, бегают вокруг столбов и деревьев, вертятся на уроках, беспокойные даже во сне , воспроизводят в течении дня множественные и не контролируемые движения в кистях рук и даже в стопах ног.
- Может во время школьного урока встать со стула без разрешения учителя и пойти в неизвестном направлении.
- Постоянно находится в активном движении – бегает по школе, прыгает на переменах, громко кричит, пытается куда-то залезть и откуда-то спрыгнуть.
- Тихо и спокойно играть или чем-то заниматься такие дети не могут вообще. У таких детей нет хобби, они мало читают, не любят конструировать.
- Ни минуты не сидит на одном месте, находится в беспрерывном движении, как будто сзади к нему прикреплен «моторчик».
- Дети с СДВГ очень общительные, легко входят со всеми в контакт , болтливые, поверхностные в общении, часто забывают о чем они начинали говорить.
- Такие детки не могут ничего долго ждать, им надо все «здесь и сейчас».
- Постоянно лезет к другим детям, мешает им играть, забирает игрушки.
- Сон такого ребенка очень беспокойный, он всю ночь ворочается, не может найти правильное положение подушки, комкает одеяло, сбрасывает его с себя.
Поведение при СДВГ может быть для родителей, учителей и других членов семьи «невыносимым». Чаще всего, именно родителей винят в плохом воспитании своего чада. Самим родителям очень трудно с такими детьми, и они постоянно испытывают чувство стыда за поведение своего сына или дочери. Постоянные замечания в школе на гиперактивность дочери или сына, на улице — от соседей и друзей.
Наличие у ребенка диагноза СДВГ не означает, что родители его плохо воспитали и не научили как правильно себя вести. Родители таких детей должны понять, что СДВГ — это заболевание, которое требует правильного лечения.
Родители и внутренняя обстановка в семье помогут мальчику или девочке избавиться от повышенной гиперактивности, стать более внимательными, лучше учиться в школе, и в дальнейшем адаптироваться к взрослой жизни.
Каждый маленький человек должен открыть свой внутренний потенциал.
Дети очень сильно нуждаются в родительском внимании и опеке. В мире современных технологий и при наличии денег, родители могут купить своему чаду любую игрушку, самый современный телефон, планшет и компьютер. Но, никакие современные «игрушки» не подарят вашему малышу душевного тепла. Родители должны не только кормить и одевать своих детей, они обязаны посвящать им все свое свободное время.
Очень часто родители устают от своих детей с гиперактивностью и пытаются переложить все заботы о воспитании на бабушку и дедушку, но это не выход из сложившейся сложной ситуации.
Родители таких « особенных» детей должны обратиться к психологу и решать эту проблему совместно с педагогами и медицинскими работниками.
Чем раньше родители осознают всю серьезность СДВГ, и чем раньше обратятся к специалистам, тем лучше прогноз для излечения этого заболевания.
СДВГ — это не «ярлык» и не стоит бояться этого слова.
Нужно поговорить с учителями в школе о поведении своего любимого чада, обсудить с ними все проблемы, и убедиться, что учителя понимают, что происходит с их мальчиком или девочкой.
Источник: https://ODepressii.ru/deti/sindrom-defitsita-vnimaniya-sdvg.html
СДВГ: 10 мифов о синдроме дефицита внимания и гиперактивности | Милосердие.ru
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, окруженное мифами. Их не десять – их сотни и тысячи. Остановимся на основных.
Рисунок Дмитрия Петрова
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, встречающееся примерно у 5% детей. У городских – чаще, чем у деревенских, у мальчиков – в 4-5 раз чаще, чем у девочек/
Не станем здесь обсуждать главный миф, который активно поддерживают, например, сайентологи и организованная ими Гражданская комиссия по правам человека: мол, СДВГ – это надувательство, миф, результат всемирного заговора психиатров и фармакологов.
Спорить с сайентологами – так же бессмысленно, как мести дорогу в листопад, сколько ни убирай – нападает еще. Отношения сайентологов с психиатрией и психологией вообще и с СДВГ в частности – отдельная огромная тема, которая еще ждет своего исследователя.
Но недоверчивое российское общество очень охотно принимает на веру идеи «нет никакой болезни», «не надо травить детей таблетками», «хорошего ремня – вот чего им надо». На этом и остановимся.
«Они не больные – они разбалованные и невоспитанные»
На первый взгляд кажется, что дети с СДВГ, не признающие никаких правил и норм, ежесекундно делающие что-то не то, в самом деле плохо воспитаны. Кажется, что надо просто объяснить им, как себя вести.
Беда в том, что объяснения с этими детьми не работают. Дети прекрасно знают правила и нормы.
Но когда им нужно применить их на практике в сложной, перегруженной эмоциями ситуации – они забывают обо всех правилах и немедленно выбирают самое простое и самое дурацкое решение.
Так домашние хозяйки безо всякого СДВГ регулярно хватаются за горячие кастрюли и противни, где что-то горит, и обжигаются до пузырей — просто потому что надо срочно убрать еду с огня, а про прихватку подумать некогда…
Строго говоря, дети с СДВГ в самом деле не «больные» — и относиться к ним как к «больным» очень вредно. Примерно так же вредно относиться к ним как к здоровым и «охамевшим», и лечить их ремнем.
«Ремня им хорошего надо»
Ремень – это только акция устрашения. Дети с СДВГ нарушают правила и нормы почти ежеминутно. Когда родители начинают применять ремень – у них очень быстро исчерпывается арсенал педагогических мер. Отношения между родителями и детьми разрушаются, главным средством воспитания становится устрашение. Но и его хватает ненадолго – до подросткового возраста. А потом?
А самое главное – насилие не помогает детям с СДВГ решать их проблемы: вовремя вспоминать об обязательствах, своевременно делать уроки и проверять себя, продумывать сложные для них алгоритмы поведения в трудных ситуациях, даже наводить порядок в комнате.
Для ребенка, который не в состоянии выстроить простую программу поведения – что сначала, что потом, что в последнюю очередь, — и не может удержать в голове три пункта списка, уборка в комнате превращается в бессмысленное мучение, его надо специально учить наводить порядок.
А ремень ничему не учит.
«Они себя не контролируют – они больные, значит, им надо все прощать»
Это так же глупо и вредно для детей, как и ремень. Все прощать – это оставить ребенка в хаотическом мире вообще безо всяких границ, рамок, направления и указания. Это все равно что высадить его посреди Пекина или Куала-Лумпура без денег, документов, словаря, карты и телефона. Как он должен понять, куда идти, что делать, как жить?
Попустительство так же вредно, как и физическое наказание. Ключ к решению проблем СДВГ – это понятные (написанные и нарисованные в том числе) правила, схемы и алгоритмы, постоянная обратная связь со стороны взрослых, дополнительная мотивация (нормальная детская мотивация – интересно, любопытно, хочется узнать больше – у этих детей быстро угасает).
«Их не надо лечить, их надо воспитывать»
Лечение и воспитание не исключают друг друга. Когда родители начинают понимать, в чем причина проблем ребенка и как правильно организовать его жизнь и учебу, — и ребенку, и родителям становится гораздо легче жить.
Если удается найти общий язык со школой и организовать помощь ребенку в школе — жизнь почти совсем нормализуется. Компенсировать удается очень многое, и при правильном педагогическом подходе многие дети обходятся без лечения.
Это, впрочем, не значит, что лечение вообще никому не нужно.
«Им не место в нормальной школе, им лечиться надо»
Лечиться бывает необходимо.
Правильно поставленный диагноз и грамотно подобранное лечение часто позволяют добиться эффекта, которого не дают ни учительские гневные записи, ни папин ремень, ни мамины слезы.
В лучших случаях родители сами замечают, как ребенок меняется после начала лечения: он становится собранным, внимательным, больше успевает, меньше теряет вещи, меньше ссорится и скандалит.
«Знахарь-шарлатан» (1879 г.), худ. Альбер Анкер
Тем не менее школы не должны считать, что учить гиперактивных детей – не их задача. Дети с СДВГ имеют такое же право на обучение, как и все остальные дети. И никакие чужие мамы не имеют права писать коллективные жалобы с просьбой убрать скверного ребенка из класса.
В идеале лечение, помощь дома и помощь в школе должны дополнять, а не исключать друг друга.
«Такие дети были всегда, это новомодное название для двоечников и хулиганов»
Такие дети в самом деле были в каждом классе, и обычно они действительно получали клеймо «двоечников» и «хулиганов». Когда ребенок с детства привыкает к тому, что он – плохой, что он заслуживает осуждения, — антисоциальный исход становится для него все более вероятным.
Для того, чтобы избежать такого исхода, от родителей и учителей такого ребенка требуется очень много внимания, терпения, любви – и высокого профессионализма. Простые и понятные меры – «просто любить», «просто побольше спрашивать», «просто пороть», «просто побольше уделять внимания» — с такими детьми не работают.
Чтобы с ними справляться, надо специально учиться особым методам помощи.
«Сейчас у всех детей дефицит внимания, это из-за компьютера и телевизора»
В последние десятилетия все чаще говорят о том, что раньше дети были способны читать медленно, воспринимать сложные тексты – а теперь не в состоянии даже прочитать и понять простой отрывок. Говорят о «клиповом сознании», о цивилизационном сдвиге – и о новом поколении детей.
В самом деле – даже взрослые привыкают читать быстро, по диагонали. Старые и любимые детские фильмы, которые мы смотрели с замиранием сердца, сейчас кажутся невыносимо затянутыми, медленными – мы привыкли к более стремительному монтажу, быстрой смене кадров.
Разумеется, все это верно и для нового поколения детей.
Кроме того, нынешние дети не относятся к старшим с пиететом по умолчанию – авторитет у них приходится трудно зарабатывать; у многих из них в самом деле отсутствуют представления о правилах и нормах поведения – но все это не имеет никакого отношения к клиническим проявлениям СДВГ.
Любой, кто выступал перед детской аудиторией, видел, что обычно дети (при условии, что им рассказывают что-то интересное) начинают болтать и ерзать на стульях минут через пятнадцать-двадцать после начала.
Но в каждой аудитории есть три-четыре человека, которые начинают вертеться и раскачиваться уже через пять-десять минут – и обычно это наши сдвг-шки. Хотя и поколение одно, и телевизор с компьютером всем доступны.
Дети с СДВГ в самом деле больше склонны прилипать к компьютеру и телевизору – но здесь совсем другая причинно-следственная связь: телевизор и компьютер позволяют им поддерживать высокий уровень внимания, не прилагая к этому никаких усилий. Отсюда – миф 8:
«Да нет у него никакого дефицита внимания, вон он четвертый час за телевизором сидит и внимательно смотрит»
Внимание бывает произвольным (это когда человек сам его направляет на какой-то предмет и удерживает усилием воли) и непроизвольным.
Когда мы идем по улице и видим мельтешащую огнями рекламу или уличную драку – мы непроизвольно таращимся туда, нам не надо совершать усилий.
А вот когда ведем машину – надо специально сосредоточиться – и, наоборот, игнорировать все и светящиеся рекламы, и уличные драки (вот это как раз людям с СДВГ дается очень плохо, поэтому взрослые с СДВГ чаще попадают в аварии).
То же самое у них бывает с очень любимыми делами – собиранием «Лего», например. А вот когда читаешь теорему по геометрии – усилий, чтобы удерживать внимание на тексте учебника, требуется очень много.
Единственное исключение – дети, которые влюблены в математику, такие тоже бывают.
«Это дети индиго, им не надо мешать, они обладают врожденной мудростью»
«Дети индиго» – это оккультная концепция, одна из бесчисленных вариаций религиозной философии в русле Нью Эйдж. Инопланетная сущность Крион, синяя аура, ясновидящая, лечение кристаллами – есть люди, которым это очень нравится. Разумеется, очень привлекательная идея – считать своего ребенка не больным, не проблемным, а особо одаренным и гениальным.
В самом деле, СДВГ часто сочетается с одаренностью, в мире этот феномен известен как «двойная исключительность», сочетание дефицита в одной области и одаренности в другой. Более того, одаренные дети в скучной обычной школе могут так же ерзать, изнывать и балбесничать, как самые гиперактивныегиперы – и спасает их от этого адекватный уровень учебной нагрузки.
Но отношение к своему ребенку как к «древней мудрой душе», которая сама все знает – это, помимо оккультизма, еще и безответственное требование преждевременного взросления. Ребенка, по сути, вынуждают быть взрослым — принимать сложные решения, быть хозяином положения, быть лидером, когда он еще не обладает ни нужным опытом, ни знаниями, ни навыками для этого.
«Это нормальные дети, просто взрослые хотят, чтобы они сидели смирно и не мешали, и потому зомбируют детей таблетками
Нормальная познавательная активность ребенка, даже когда повышенная, отличается от гиперактивности главным: она имеет цель и смысл. Гиперактивность – активность хаотичная, случайная, бесцельная. Ее единственная цель – сиюминутная стимуляция, получение сильных ощущений, а не познание.
Разумеется, школы не идеальны, в школах может быть скучно, однако гиперактивность и невнимательность не вызываются плохим качеством обучения (как не вызываются и плохим воспитанием).
Лечение СДВГ не нацелено на то, чтобы ребенок сидел смирно и молча. Седативные (успокоительные) препараты не применяются для лечения СДВГ.
Препараты, разработанные для этого состояния, нацелены на увеличение времени активного внимания – то есть ребенок получает возможность слушать учителя внимательно не пять минут, а двадцать пять; не реагировать сразу, а подумать; не бросать домашнюю работу на пятой строчке, а доделать до конца… В тех случаях, когда лечение подобрано адекватно, родители часто говорят о том, что ребенок становится взрослее, разумнее, внимательнее, начинает лучше учиться, меняется к лучшему даже атмосфера в семье.
Впрочем, как уже было сказано выше, лечение не заменяет, а дополняет родительские воспитательные усилия. Понимать своего ребенка, уметь правильно помочь ему, уметь поддержать его – все рано самое главное.
Кадр из фильма «Вождь краснокожих» (1962)) Леонида Гайдая
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/10-mifov-o-sindrome-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-2/
Поделиться: